Ищем, купим дороже всех!

Наши партнеры:

Автовыкуп24

copyraitingCоздание сайта

?>


 

Рксские придворные ювелиры.


 

      Вторая половина XIX века - начало XX века явились временем расцвета русского искусства. Одним из проявлений национальной школы искусств являлось развитие русского стиля в золотом и серебряном деле. Ювелирное дело переживало свою тысячелетнюю историю. Начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси были возрождены приемы и формы XV - XVIII веков, а также начала XIX века. Имена ювелирных фирм, поставщиков Высочайшего двора - К.Фаберже, К.Болина, П.Овчинникова, И.Хлебникова, стали символом серебряного века русской культуры.
       Изделия мастеров всегда были исполнены с совершенной техникой, правдиво и художественно. Самобытно и оригинально использовались различные техники и материалы: графическая резьба, живописная красочная эмаль, объемный рельеф, разнообразие сканного узора, драгоценные и полудрагоценные камни.


 

 

Шкатулка. Фирма Сазикова. Ок. 1860 г. СПб. 
Клейма: "Сазиковъ", петербургская проба "91 золотник".


 

      Главными центрами ювелирного искусства в это время становятся Петербург и Москва, города с разной исторической судьбой и разными традициями, где складываются две художественные школы России. 
      Петербург был законодателем мод и направлений, отражал связь с миром, был залогом единения России и Европы; и на него ориентировались мастера и художники России. И именно в Петербурге, с его роскошными дворцами и блестящей придворной жизнью, под Высочайшим Императорским покровительством творили исключительные золотых дел мастера и необычайно оригинальные таланты. Отличительная черта в золотом и серебряном деле Петербурга - изначальная ориентация Петербурга на западноевропейскую культуру и моду. Здесь были богатейшие собрания искусства Европы, сохранились традиции совместной работы русских мастеров с иностранными, возникшие при Петре I.
       Петербуржец Карл Фаберже был воспитан на классических традициях. В его произведениях воплотилось стремление к познанию лучших эпох истории, умению найти новые способы применения и воплощения изделий из различных исторических времен. Он умел воплотить в совершенной красоте изделий - синтез искусств. Так в пасхальных яйцах использовались элементы архитектуры, скульптуры, живописи, графики, все богатство ювелирного искусства. 

       Проявляя чуткость к заказчику, Фаберже умело использовал его воспоминания и ассоциации, а играя стилями создавал произведения искусств соответствующие разным вкусам. Фаберже обладал блестящими способностями организатора большого творческого процесса, в который входили художники-дизайнеры и мастера-ювелиры различных специальностей, что позволяло выполнять сложнейшие вещи. В начале XX века у Фаберже работало около шестисот ювелиров разных национальностей.
       Начало всемирно известной фирмы послужила скромная мастерская, в которой изготовлялись неуклюжие браслеты, брошки и медальоны с камнями и эмалью. Известность пришла с началом практики сыновей мастера Густава Фаберже - Карла (с 1864 года) и Агафона (с 1882 года), которые получили образование за границей. Их первый опыт - копии с керченских украшений забытой эпохи.
       После удачной работы фирма получила заказ на целый ряд подобных копий. Галерея драгоценностей Эрмитажа стала школой для ювелиров фирмы Фаберже. Изучая изделия эпох Елизаветы и Екатерины II мастера сохраняя стиль прошлых веков, прилагали к современным туалетам: папиросницы, туалетные несессеры, настольные часы, чернильницы, пепельницы, звонки. 

 

Чарка для водки. Грачев. Ок. 1870 г. СПб.
Клейма: "Грачевъ"- Грачев Гавриил Петрович, "АП" и петербургская проба "88" золотников.


 

       Расширяющееся производство потребовало создания мастерских, владельцы которых обязывались работать по рисункам и моделям фирмы исключительно для нее. В дальнейшем все лучшие мастера К.Фаберже были собраны в одном четырехэтажном здании на Большой Морской улице, дом 24, где кроме мастерских размещались жилое помещение его семьи, библиотека, студия для художников и модельеров, оранжерея.
       Круг изделий фирмы Фаберже необычайно разнообразен - украшения, рамки, все виды коробочек, скульптура, сервизы, предметы культа, быта и туалета. Изысканность, эстетизм форм, сочетание цвета - главная черта изделий фирмы. В одном небольшом произведении могли сочетаться различные оттенки золота, утонченная гамма эмалей и драгоценных камней. Карл Фаберже использовал множество драгоценных и полудрагоценных камней, больше чем какой-нибудь мастер в истории ювелирного искусства.
       Фирма работала с эмалями и была лучшей в их производстве. Наиболее характерна - эмаль по гильошировке - обычно прозрачная, которая в сочетании с изысканной графикой резного узора фона украшала самые разные предметы. Фирма использовала более ста оттенков различных цветов,
что давало возможность создавать тончайшие переливы. Для совершенствования производства эмалей в Париж был направлен сын Карла Фаберже, Александр. Но уже тогда парижские мастера не были в состоянии так легко делать эмалевые вещи, как петербургские ювелиры.
 

 

Стаканы. Хлебников. 1985 г. Москва. 
Клейма: "Хлебниковъ" с изображением двуглавого орла, московская проба "84" золотника, клеймо пробирного мастера"ЛО" и дата "1895".


 

       Художники фирмы, в большинстве своем были учениками Центрального училища технического рисования барона Штиглица. Они проходили практику, для совершенства мастерства, в Париже и Лондоне. Занимаясь в лучших мастерских европейских столиц, они овладевали сложнейшей передовой технологией, новыми способами и секретами чеканки, отливки, эмали и другими. Поэтому неудивительно, что русское ювелирное искусство рубежа XIX-XX столетий было на таком высоком уровне, завоевав мировое признание.
       Всероссийское признание фирма Фаберже получила на Всероссийской выставке в Москве, где её изделия были отмечены золотой медалью. С 1885 года фирма становится поставщиком Высочайшего Двора. На выставке изящных искусств 1885 года в Нюрнберге она была отмечена золотой медалью; в 1888 году в Копенгагене - почетным дипломом. В 1897 году на выставке в Стокгольме Карл Фаберже получил звание поставщика короля Швеции и Норвегии. Самый большой успех принесла выставка в Париже в 1900 году, где К.Фаберже впервые продемонстрировал императорские пасхальные яйца с сюрпризом, большое впечатление произвели копии царских регалий. Он был награждён орденом Почетного легиона и зачислен в гильдию парижских ювелиров.
       Отражением известности и популярности говорит тот факт, что в 1912 году проходил конкурс рисунков изделий из драгоценных металлов имени К.Фаберже, объявленный русским Художественно-промышленным обществом. В жюри входил сам К.Фаберже и его сыновья.
 
       В создании ювелирных изделий Карл Фаберже принимал непосредственное участие, делал эскизы, лично наблюдал за процессом изготовления. Каждая новая модель и все стадии её изготовления обговаривались кругом специалистов. Обсуждение проходило в личной конторе К.Фаберже, тщательно подбирались материалы, цвета и качества эмалей, температуры обжига и прочие подробности. Готовы проект проверялся главным мастером Ф. Барбаумом и обязательно утверждался самим К.Фаберже или в его отсутствии сыновьями. Существует легенда: если К.Фаберже что-либо не удовлетворяло, он мог тут же разбить молотком уже готовую вещь. 
       В русском декоративно-прикладном искусстве значительное место принадлежит поделочному камню. Изумительное богатство красок природы, разнообразие причудливых узоров, способность принимать полировку и разные формы сделали его незаменимым материалом для ювелиров. 
       Новым явлением в камнерезном искусстве стали изделия фирмы Фаберже. К.Фаберже широко использовал самоцветы Урала, Сибири, Кавказа, часто дополняя их драгоценными камнями, эмалями, цветным золотом. С целью подготовки высококвалифицированных мастеров-резчиков, он отправлял специалистов "для усовершенствования" в Париж к лучшим художникам.
       Из камня фирма Фаберже делала коробочки, часы, набалдашники для тростей, но самыми замечательными были цветы, фигурки животных, птиц, серия "русские типы": изображения маляра, полицейского, мужичков и другие. Эти каменные изделия высоко ценились современниками. Так в письме великого князя Николая Михайловича императору Николаю II от 5 февраля 1914 года написано: "Вчерашний успех фигуры из резных камней петербургского извощика работы Фаберже даёт мне смелость поднести другую, изображавшую мужика с гармонью, по тонкости работы ещё превосходящую извощика". Богатство художественной натуры, энциклопедичность и исключительная талантливость, сделали Карла Фаберже гениальным ювелиром. 

       Во всех странах мира во второй половине XIX- начале XX века самым почетным было звание придворного ювелира. В России существовали подобные титулы, как придворный банкир, придворный лекарь, но официальной процедуры присвоения подобных назначений не существовало. Карл Фаберже стал придворным ювелиром после того, как его семья узнала в 1910 году, что звание поставщика Двора Его Императорского Величества не адекватно придворному ювелиру. До 1856 года титул придворного поставщика присваивался без каких-либо предварительных условий, по просьбам лиц, поставлявших свои изделия не только Высочайшему Двору, но и великокняжеским дворам. В 1866 году было разъяснено, что претенденты на это звание должны поставлять предметы или выполнять какие-либо для Императорского Двора в течение 8-10 лет, причем оно не может переходить по наследству или вообще от одного лица к другому. Присвоение звания придворного поставщика давало право изображения Государственного герба Российской Империи. Лиц же, именовавшихся придворными ювелирами, немного, среди них - Яннаш, Кеммерер, Ян, Болин, Фаберже, Кехли. 

Клейма мастеров

UA
Style Switcher
Background scheme



Color scheme